Рост цен на топливо
В течение последних месяцев автовладельцы наблюдают существенный рост цен на АЗС. Давайте разберёмся, что происходит.
О том, что цены на бензин могут вырасти, в правительстве страны заговорили ещё в конце прошлого года. Это связывали с изменением так называемого «демпферного механизма», своеобразного налогового правила, благодаря которому производители бензина получали дотации из бюджета в том случае, если они удерживают отпускные цены на относительно низком уровне.
Этот механизм правительство ввело в 2019 году для того, чтобы ограничить бесконтрольный рост цен и притормозить нефтяников, отгружающих львиную долю продукции на экспорт. Размер выплат привязали к экспортным ценам. Чем ниже была цена на внутреннем рынке относительно экспорта, тем больше денег получали нефтяники из бюджета. Эта мера привела в итоге к стабилизации рынка и долгому периоду без роста розничных цен.
Но в 2022 году этот механизм перестал работать, как задумывало правительство, так как экспорт, в том виде, в котором был ранее, практически прекратился. Правительство решило всё переиграть - какой смысл тратить миллиарды из бюджета на выплаты нефтяникам, если экспорта, как такового нет? И уже с 2023 года выплаты существенно сократили и теперь нефтяникам стало гораздо менее выгодно грузить продукцию внутрь страны.
Нужно понимать, что, говоря «нефтяники», мы имеем ввиду небольшое количество крупных нефтяных компаний, контролирующих российские нефтеперерабатывающие заводы. Эти компании все знают, их можно пересчитать по пальцам и они, по сути, контролируются или принадлежат государству. К частным сетям АЗС, в том числе ко многим АЗС, работающим под их брендом, они не имеют прямого отношения.
Но случилось так, что за истекший период 2023 года, объемы экспорта нефтепродуктов из России не только вернулись на прежний уровень, но и существенно его превысили. Нефтяные компании нашли новые рынки сбыта и теперь их практически ничего не ограничивает в желании продавать российский бензин за границу.
Второй фактор, значительно повлиявший на рост цен, это массовый ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Весной этого года большинство крупных заводов начали планово, последовательно и одновременно, останавливаться для технических работ. Эти работы откладывались в последние годы из за пандемии и прочих факторов. И вот, пришло время ремонтироваться всем и сразу. Особенно болезненно Красноярский край ощутил ремонт Ачинского НПЗ, начавшийся в мае и не закончившийся до сих пор. Но, не смотря на ремонты, нефтяники отчитываются правительству о росте производства, по сравнению с прошлым годом, на 5%. Однако о том, что отгрузки на внутренний рынок к июню сократились более чем на 30% они скромно умалчивают.
Вместе эти два фактора привели к существенному сокращению запасов на АЗС и нефтебазах страны и, конечно, к рекордному росту цен.
Оптовая цена бензина Регуляр-92 с мая выросла более чем на 20% достигнув уровня 63000 рублей за тонну. Премиум-95 подорожал на 33%, достигнув немыслимой отметки в почти 75000 рублей за тонну. В более понятной для автовладельцев системе расчета, это примерно 46,3 за литр 92 бензина и 54,8 за литр 95. И это только закупочные цены. При этом, у каждой АЗС есть затраты на транспортировку, электричество, зарплату операторов и налоги. Эти затраты, в зависимости от конкретной заправки, составляют от 4 до 8 рублей за литр.
Если сложить всю экономику, получается, что АЗС уже торгуют в огромный минус. Но у каждой заправки есть определенный запас топлива, приобретенный по более низкой цене, позволяющий «сглаживать» резкий рост оптовых цен и повышать свои цены постепенно.
Но, к сожалению, эти запасы не бесконечны и к концу июня они практически подошли к концу на всех АЗС края и страны.В случае, если ситуация с экспортом продолжится, уже в ближайший месяц в стране может наступить дефицит бензина, цены резко пойдут вверх, а многие частные АЗС закроются. Ремонты НПЗ по плану прекратятся только осенью, тогда же сократится сезонный спрос на бензин и это даёт надежду на прекращение роста.
Для снижения цен правительству нужно принимать кардинальные меры по запрету экспорта либо возврату демпферного механизма, но это негативно скажется на наполнении бюджета и вряд ли произойдет в этом году.
Мы, топливная компания Олмал, резко против повышения оптовых и розничных цен и делаем всё, что в наших силах, чтобы этот рост меньше отразился на наших клиентах. Но долго торговать в убыток мы не можем. Мы можем предупреждать о грядущем росте цен и предоставлять вам, как всегда, лучшее качество и фирменный сервис. Спасибо тем, кто с нами в любые моменты! Ситуация с топливом обязательно наладится и мы ещё порадуем вас отличными предложениями и скидками!